Техническое обслуживание охранной, пожарной и тревожной сигнализации (ОПТС) подразумевает комплекс организационно- технических мероприятий, направленных на поддержание систем ОПТС в работоспособном состоянии, обеспечивающем выполнение возложенных на нее функций.
Порядок, правила, периодичность обслуживания ОПТС определяются соответствующими нормативными документами. Приказ МВД РФ №937 регламентирует, в основном, обслуживание охранной сигнализации, а руководящий документ РД 009-01-96 — обслуживание пожарной сигнализации.
Обслуживание ОПТС имеет две составляющих — документальную и техническую. Перечень журналов, графиков, инструкций, сопровождающих обслуживание сигнализации, приведен в указанных выше нормативных документах, в комментариях не нуждается. А вот некоторые технические аспекты обслуживания, возможные неисправности системы ОПТС отметим.
Следует выделить следующие ситуации, на предотвращение которых направлено техническое обслуживание ОПТС.
- Ложное срабатывание сигнализации- формирование системой ОПТС тревожного извещения при отсутствии явных признаков, характеризующих эти события. Ложное срабатывание аппаратуры ОПТС может определяться ее неисправностью, воздействием внешних факторов. Характер этой неисправности — плавающий, поэтому при техническом обслуживании трудно определимый.
- Несанкционированное подключение к системе сигнализации устройств и элементов с целью ее блокировки.
- Неисправность приборов, препятствующая их срабатыванию при возникновении факторов, определяющих тревожную ситуацию.
Поэтому, при обслуживании ОПТС должны выполняться следующие мероприятия:
- Проверка работоспособности системы ОПТС как в целом, так и отдельных извещателей и приборов.
- Визуальный осмотр системы сигнализации с целью обнаружения несанкционированных подключений к системе сигнализации устройств и элементов с целью ее блокирования в целом или блокирования ее отдельных участков.
- Выполнение необходимых измерений для выявления «пограничных» состояний сигнализации, свидетельствующих о возможном ее отказе.
При заключении договора на периодическое обслуживание пожарной сигнализации, наша компания обязуется своевременно осуществлять следующие виды работ:
- визуальный осмотр внешней части ОПТС; чистку оборудования от грязи, пыли и коррозии;
- тестирование напряжения питания основного источника;
- тестирование напряжения резервного источника;
- контроль исправности предохранителей;
- проверку надежности крепления проводов и клемм;
- измерение сопротивления изоляции;
- контроль качества заземления;
- проверку работы сигнализации во время отключения основного питания;
- проверку ПО и настроек сигнализации;
- испытание работоспособности ОПТС путем имитации срабатывания системы.
- Услуга «Техническое обслуживание пожарной сигнализации» подразумевает ведение компанией журнала по ТО и ремонту. В нем приводится история технического обслуживания (число неисправностей; выходившее из строя оборудование) и рекомендации касательно дальнейшего использования ОПТС.
Перечень и периодичность регламентных работ по различным системам можно посмотреть здесь.
В нашей организации техническим обслуживанием руководит – Заместитель генерального директора по техническому обслуживанию Нелидов Антон Николаевич. Более 15 лет он занимается вопросами технического обслуживания охранно-пожарного комплекса, системами охранного телевидения и контроля доступа. В его подчинении более десятка высококвалифицированных инженеров технического обслуживания, прошедших обучения на различное оборудование.